Прохорова | Дата: Вторник, 14 Октября 2014, 07:35 | Сообщение # 1 |
Новичок
Методист (32)
0 |
0
Откуда: Йошкар-Ола
Статус: Offline
| Контрольная работа по русскому языку № 1
для учащихся 8 класса
[/size]
[size=14]Задания по фонетике современного русского языка
[/size]
[size=14]1. Выполните фонетический анализ слова – своей фамилии по плану:
1) запишите слово в фонетической транскрипции;
2) разделите слово на слоги, дайте их характеристику;
3) дайте характеристику каждого звука.
[/size]
[size=14]2. Затранскрибируйте слова барабанщик, каменщик, венчик, бубенчик. Укажите, какой фонетический процесс наблюдается в этих словах, дайте его характеристику.
[/size]
[size=14]3. Подумайте, следствием каких фонетических процессов является просторечное произношение: транвай, пролубь, дохтур, лесора, хулюган, секлетарь, бонба.
[/size]
[size=14]4. Установите, какие фонетические процессы отразились в следующих словах: древнерус. феврарь – совр. февраль; древнерус. млин – совр. блин; древнерус. то перво → топерь – совр. теперь; древнерус. пелепелъ – совр. перепел; древнерус. вельблудъ – совр. верблюд; древнерус. кърноносъ – совр. курносый; нем. Teller – русск. тарелка; лат. рopulus – русск. тополь; гусеница (от ус), заиндеветь (от иней).
[/size]
[size=14]5. Затранскрибируйте текст, выявите и охарактеризуйте фонетические процессы.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. (А.П. Чехов)
[/size]
[size=14]6. Выполните слоговой анализ слов: непрерывный, раскрывается, посвистыванье, орфография, дальняя.
[/size]
[size=14]
[/size]
[size=14]
[/size]
[size=14]
[/size]
[size=14]
Задания по истории русского языка
[/size]
[size=14]1. Напишите приведенные слова по-древнерусски, определив, в каких случаях в них были редуцированные ъ или ь, а где были звуки полного образования о или е. Каким правилом восстановления этих звуков вы пользовались?
Смешной, тонок, коготь, конёк, отшельник, моточек, коробка, сыграть, подождать, крючок.
[/size]
[size=14]2. Какие фонетические изменения произошли в следующих словах в результате падения редуцированных ъи ь?
Умьныи, въторои, устьныи, праздьник, изъ жизни, тяжькыи, съискать, правьда, лодъка, морозъ, съдати, отъбити, съ зимы, съ шумомъ.
[/size]
[size=14]3. Определите, какой гласный (е, ь, или ѣ) был на месте современного е в приведенных ниже словах. Напишите их по-древнерусски.
Беден, замесить, лечь, речка, кленовый, бревно, грести, пчела, смешить, пришелец.
[/size]
[size=14]4. К данным словам подберите однокоренные с чередованием согласных. Определите, из каких звуков (или сочетаний звуков) произошли шипящие согласные ж, ш, ч, щ.
Дрожать, обижать, изображать; квашеный, поспешный; сплачивать, напрячь, учить; вмещать, площадь, укрощать.
[/size]
[size=14]5. Приведенные слова пережили в древнейшую эпоху фонетический процесс упрощения групп согласных: конечный согласный корня утратился перед согласным *n-суффикса. Подбирая родственные слова, восстановите выпавший согласный корня.
Тянуть, грянуть, отпрянуть, тонуть, окунуть, загнуть, вянуть, сгинуть, лосниться, уснуть, кануть.
[/size]
[size=14]6. Слова благовоние и обоняние имели общий корень. Какой? Какое значение имел этот корень первоначально?
[/font]
[font=Calibri]
Прохорова Ольга Валерьевна, методист Центра по филологии Написать письмо.
|
|
|
|